Три месяца назад вернулся с путешествия по Горному Алтаю. И, знаете, это было круто. Да, Горный Алтай славится красотой и является одним из самых потрясающих мест в России. Но незабываемой поездка стала не только поэтому. Дело в том, что путешествие это мы совершили втроем на велосипедах, пройдя по Чуйскому тракту в общей сложности аж 536 км. К тому же везли с собой параплан, на котором на протяжении путешествия состоялось несколько полётов, что сделало эту поездку настоящим приключенческим проектом, который мы пафосно назвали «Алтай — 500».
Стоит сразу сказать, что я не являюсь любителем велосипедных прогулок. Да, у меня есть велик, катаюсь иногда на нём до ближайшего парка, но чтобы совершить многодневный поход — для этого не было никаких навыков.
В этом году я вернулся к увлечению парапланеризмом (несколько лет назад даже получил спортивный разряд по этому виду спорта). А мой друг, опытный летун, Виталя взялся в этом деле помочь. Надо сказать, что этот парень — экстремал до мозга костей, увлеченный множеством адреналиновых активностей от парашютизма до скийоринга (это катание на лыжах с веревкой за авто или мото-транспортом). По скийорингу он, кстати, стал чемпионом Сибири и звездой ютуба и телевидения. Вот, например, видеоролик, набравший кучу просмотров, где он в роли Деда Мороза катается на лыжах за мотоциклом:
Этот парень (реально — без шуток!) научился кататься на велосипеде раньше, чем научился ходить, и велосипед для него — настоящий товарищ по жизни. Этот отважный и по-хорошему сумасшедший человек и стал инициатором поездки.
В этой затее его поддержали двое — я и моя жена Маша. На наш отсутствующий опыт в велопутешествиях и незнание технических моментов Виталя только отмахнулся: первое наработаем, а во втором можем положиться на него как на бывалого технаря. Что мы и сделали — вся техническая сторона поездки ядействительно была на нём.
А вот физической подготовкой пришлось вплотную заняться ещё за пару месяцев до самого мероприятия. Сначала мы проехали 80 км. из дома в Новосибирске до нашей дачи. Поездка заняла почти весь день, мы безумно устали (хотя ехали почти без груза!). Но через неделю повторили эксперимент — на этот раз умудрились не только доехать до пункта назначения, но ещё и вернуться в тот же день обратно — то есть сделали целых 160 км. Потом было ещё несколько тестовых поездок (каждая где-то по 70 км.) уже с экипировкой.
Экипировке, кстати, пришлось уделить большое внимание. Нужно было покупать специальные велоштаны (рюкзаки, которые надeваются на багажник велосипеда), в которых перевозится основная масса груза – провизия, одежда, спальные мешки, палатка и т.д. Ну и, конечно, кучу мелочей, от фонариков и габаритных огней до велоинструментов. Главная задача: всего по-минимуму, ведь вес в дороге напрямую влияет на скорость. В среднем получилось по 12-15 кг на каждого.
Мы наметили маршрут, начальной точкой которого был назначен город Бийск (Алтайский край), а конечной – населенный пункт Акташ (республика Горный Алтай). До Бийска из Новосибирска решили добираться на электричках с двумя пересадками. Правда, кое-что не учли. Дело в том, что велосипеды мы везли с собой в неразобранном состоянии – как есть.
В новосибирских пригородных поездах это было вполне допустимо – там мы всегда стояли в тамбурах и никому из пассажиров не мешали. Трудность возникла после крайней пересадки в Барнауле. Оттуда до Бийска ходят так называемые поезда повышенной комфортности, а на деле составы всего лишь с тремя вагонами и очень узкими тамбурами.
В Барнауле на такой поезд мы купили по три билета на себя и на велосипеды в один вагон, получив на это согласие от продавщицы в кассе. Но, когда со всем скарбом мы подошли к вагону, проводница ужаснулась и стала названивать коллегам.
Наши велосипеды всё-таки распределили по трём нерабочим тамбурам и мы благополучно доехали. Однако билеты были сфотографированы на смартфон, информацию о трёх «особо опасных» велосипедистах передали вышестоящему руководству. Таким образом, предполагаемая обратная поездка на электричках была под вопросом.
Но об обратном пути думать было рано – нас больше беспокоила дорога до Акташа. И, пожалуй, только по прибытию в Бийск (нашу стартовую точку) мы начали осознавать, какую авантюру затеяли. Затарившись продуктами питания на ближайшие пару дней в супермаркете, мы отправились в путь.
Настрой наш был предельно серьёзным – мы сразу задали себе высокий темп. И весомую часть пути преодолели довольно быстро.
Всего за 1,5 дня, проехав около 130 км., переночевав в палатке, мы были уже на территории республики Горный Алтай – в посёлке Манжерок.
Впрочем, эти полтора дня по впечатлениям были как неделя. Нет – до реальных красот Горного Алтая ещё далековато. Но ночная езда (чуть ли не половину пути преодолели ночью) под звёздами, висящими буквально над головой, — это захватывало дух. Для перекуса и чаепития останавливались на обочине, что тоже было довольно психоделично.
С другой стороны, напряжение, скорость, нервозность первого времени пути не заставили ждать последствий: при подъезде к Манжерку нас немного мутило, мышцы ныли и вообще все мы на взводе. Пару раз я вообще не справился с управлением, улетев на край обочины и упав с велосипеда (благо в дальнейшем таких инцидентов больше не возникло). Путешествие только началось, но жизнь уже совсем не казалось мёдом.
Благо, Алтай не давал нам себя почувствовать одиноко и во враждебной среде. На протяжении всего пути одобрительно сигналили братья по духу – байкеры и автомобилисты. Местные жители без проблем разрешали набирать воды (делали мы это довольно часто – при интенсивных физических нагрузках тело требовало много жидкости, а воду из рек и ручьев из санитарных соображений мы договорились не пить). Да ещё не второй день посчастливилось встретить Виталиных старых друзей на мотоциклах «Урал».
Вторая ночевка была у друзей в Манжероке. Хозяин базы – давний приятель нашего заводилы-экстремала, с которым он совершил немало подвигов, включая зимние парапланерные заброски на мотоциклах с гусеницей.
Здесь мы позволили себе перевести дух, переждать жару, как следует отдохнуть, выспаться, поесть, принять душ.
Кстати, кто хочет побывать в Манжероке, но не решается на экстремальное путешествие, подобное нашему, может легко забронировать жильё — гостиницы в Манжероке радуют выбором.
На следующий день стартовали ближе к вечеру и гнали уже не так сильно. Да и ехать столь стремительно, как это было в начале пути, стало попросту невозможно: асфальт здесь был значительно хуже – попадалось куча мелких камней, много приходилось ехать в гору. К тому же я всё чаще стал криво вести велосипед – возможно, сказывалось накопившееся напряжение и усталость, оставшиеся со мной несмотря на небольшой отдых.
Здесь начались уже настоящие красоты Горного Алтая. Правда, останавливаться, чтобы ими полюбоваться и пофотографировать, когда ты и так с трудом разогнался на груженом велосипеде – не вариант.
Ближе к ночи усилился ветер и начал лить дождь. С собой у нас были плащ-палатки, вот только скорости и комфорта они явно не добавляли: приходилось постоянно их поправлять, ниже пояса всё равно порядочно заливало, а благодаря ветру складки надувались словно паруса. Мокро, ветрено, холодно…
В этот день, хоть мы и ехали около 8 часов, продвинулись вперёд лишь на 34 км. Уже в темноте прибыли в населенный пункт Камлак – здесь наш гид собирался поутру залезть на гору и слететь на своём спидглайдере. Он был здесь не впервой и пытался найти знакомое место для ночлега в палатке. Однако было очень темно, вовсю продолжал лить дождь. Потоптавшись с велосипедами по грязи вдоль берега реки Сема и так и найдя нужного места, всё-таки разбили лагерь и отправились спать.
К утру распогодилось. Позавтракав, мы перешли к «культурно-развлекательной» программе. Вдоволь покупались в речке. Конечно, как в случае с любой рекой в горах Алтая, полноценным купанием это назвать трудно. Несмотря на жаркую погоду, вода ледяная. Да и зайди в воду, едва держась за камни и сопротивляясь могучему течению, можно разве что по пояс. Но всё равно, есть в этом огромный кайф. Бодрит!
Наш летун, взяв с собой спидглайдер, отправился покорять ближайшую гору, удачно с неё слетел и полез во второй раз.
Но к тому времени, как он снова очутился на вершине, погода ухудшилась: набежали тучи и пошёл дождь. Чтобы крыло не промокло, Витале пришлось спешно искать укрытие. Кое-как пристроившись под поваленным деревом, он принялся пережидать дождь, время от времени переговариваясь с нами по рации. И всё-таки второй раз, переждав непогоду, слетел.
Во второй половине дня снова отправились в путь. На этот раз прошли около 50 км. Дорога нам по-прежнему давалась с трудом и мы сетовали на путешественников-велосипедистов, которые красочно описывали у себя в блогах и в роликах на ютубе, как это легко и здорово путешествовать на велосипедах по Алтаю. Ехать приходилось в основном в гору. Асфальт был хоть и лучше, чем в нашем родном Новосибирске, но всё же совсем не казался гладким и ровным. Даже с горки было ехать затруднительно.
Заночевали за посёлком Шебалино. Это довольно большой населенный пункт –пришлось ехать почти час, пока не проехали его полностью, чтобы забраться на холмы за пределами и поставить палатку.
На следующий день решили никуда не ехать. Весь день лил дождь и мы остались в палатке. Закончились припасы еды и воды, так что вылазку в Шебалино до ближайшей колонки и местного супермаркета всё же пришлось сделать.
Хотя с водой мы немного поэкспериментировали: попробовали собирать дождевую с крыши палатки и полиэтиленового мешка — даже получилось 🙂 .
Да и без магазинной еды не пропали бы: в лесу неподалеку мы нашли огромные заросли малины, собрали её и наелись вдоволь. Но конечно в таких походах всегда хочется чего-то вкусного – на природе разыгрывается аппетит, а организм требует восполнения потраченной энергии.
Так что на протяжении этой поездки мы, стараясь экономить, всё же довольно часто брали сладкое: халву, печенье, сгущенку, джем. Пару раз за путешествие взяли вареники, сосиски, куриные яйца. Основной рацион составляли гречневая и овсяная каши – их довольно легко готовить с помощью кипятка. Воду и еду разогревали на газовой горелке прямо в палатке.
Восполнив силы, на следующий день мы были готовы пройти гораздо большее расстояние. Как минимум в планах стояло преодолеть самую высокую точку Чуйского тракта – Семинский перевал (почти 2000 метров над уровнем моря). Стояла ясная погода, дождя не предвиделось.
Относительно легко прошли тридцать с лишним км от места ночлега до начала перевала. Дальше пришлось слезть с великов и идти пешком – уж больно крутой подъем. Впрочем, смотря для кого крутой: вот члены сборной России по велоспорту (на вершине перевала находилась их база) всё время проезжали мимо нас туда-обратно. Казалось, что вверх они едут почти с такой же большой скоростью, как и вниз. Наш проводник еле как успел перекинуться парой слов с одним из велосипедистов и передать привет знакомой спортсменке.
Мы же даже пешком шли очень медленно. И умудрились ещё в начале подъема дважды проколоть колесо. Благо, наш техник, как и предполагалось, взял с собой необходимый инвентарь и тут же совершал ремонтные работы.
Когда встали с проколотым колесом второй раз, к нам подъехали англичане на мотоциклах и спросили, не надо ли помочь.
Мы немного с ними поболтали и даже по их просьбе оставили на мотоциклах свой автограф.
Вообще этому подъему сопутствовал ряд интересных встреч. Помимо спортсменов и иностранцев, нас встретил человек, у которого три дня назад в поселке Майма мы брали воду в дорогу. Тогда оказалось, что он частенько бывает в Новосибирске, а его жена, как и мы, увлекается парапланеризмом. Сегодня же он ехал куда-то отдохнуть за перевал, а тут снова мы : )
Через несколько часов с трудом, но всё же достигли вершины. Здесь расположились кафешки и сувенирные лавки. Чуть подальше – база олимпийского резерва и канатная дорога, которая в этот день не работала. Мы передохнули пару часов, поели чебуреков, зарядили гаджеты в одном из придорожных кафе и отправились дальше.
А дальше кайф – крутой спуск вниз. Здесь наши велики словно превратились в мотоциклы – знай держись за руль и следи за дорогой. Ну, и дави на тормоза, иначе разгонишься под сотню и слетишь с трассы при малейшей осечке.
Но, что удивительно, после Семинского спуск продолжался и продолжался. Крайне редко приходилось идти в гору. Перевал уже остался далеко позади, а мы всё спускались и спускались. Мы шутили, что, похоже, погружаемся вглубь Земли, и уже начали пугаться того, как нелегко придется тем же путем возвращаться обратно.
На полном расслабоне за несколько часов мы проехали 70 км. Часть – уже традиционно после наступления темноты: машин гораздо меньше – ехать с габаритниками и фонариками спокойнее. И необычнее: ночью ощущаешь себя какой-то точкой в бесконечном звёздном пространстве. Есть только ты, крохотный промежуток освещенного пространства, тёмные текстуры гор, полей, рек и звёзды.
Фотографии, которые мы пытались делать в темноте, этой магии, конечно, не передают:
Заночевали неподалеку от села Хабаровка, снова взобравшись с велосипедами на холмы рядом с дорогой.
Каждый раз на новом месте после разбивки лагеря в темноте было очень странно поутру. Ночью окружающая местность представляется совсем не такой, какой оказывается при свете дня.
Разбудили нас вопли сусликов, коих здесь в изобилии и громкое чавканье пасущихся рядом с палаткой коров.
Снова жаркий день. Перед тем, как выдвинуться в путь, мы искупались в речке Малый Ильгумень.
Я купался прямо в одежде, но буквально через полчаса на солнце она была уже сухая.
Впереди был ещё один знаменитый перевал Алтая – Чике-Таман. Снова слезли с велосипедов и начали долгий и крутой подъем.
Тяжелый путь скрашивал великолепный вид, открывавшийся по мере приближения к вершине.
После отдыха и перекуса наверху (здесь тоже множество небольших закусочных и сувенирных лавок) – стремительный спуск.
Тут ребятам пришлось меня ждать: во время спуска я проколол колесо и добрую половину пути вниз шёл пешком. Кроме того, выяснилось, что, яростно тормозя, я напрочь стер тормозные колодки. Благо, наш гид-технарь их быстро заменил.
Дальше появилась ещё одна проблема – оказалось, что на большом участке трассы отсюда и до финальной точки ведутся дорожные работы: трассу расширяют, кладут новый асфальт. С учетом палящего днем солнца, к вечеру он не успевал засохнуть и прилипал к обуви во время каждой остановки. А при наступлении темноты было очень просто съехать на перекопанный неготовый участок дороги.
И всё же довольно бодро проехали ещё несколько десятков километров мимо населенных пунктов Купчегень и Малый Яломан. С последнего днем открывается отличный вид на Катунь, но мы ехали уже в темноте и заценить не смогли.
Заночевали недалеко от села Иня. С утра уже по традиции, пережидая жару, провалялись – пробездельничали в палатке. Стартовали к обеду, когда стало попрохладнее. Правда, начал дуть сильный ветер, время от времени лил дождь и мы с трудом проехали несколько километров.
После села сквозь ветер послышалась английская речь. Оказалось, нас догнали две велопутешественницы. Поговорили: выяснилось, что они из Швейцарии и в дороге уже с мая месяца (а дело было в августе)! Проехали пол-Европы, Иран, Туркмению, Узбекистан, Таджикистан, Киргизию, Казахстан и держат путь в Китай через Монголию.
Мы, до этого момента гордившиеся, что преодолели несколько сотен километров, почувствовали себя неудачниками перед девушками, сделавшим на велосипедах более пяти тысяч километров.
Немного поговорив с нами и обсудив экипировку, они отправились дальше в поисках подходящего места для ночлега. Мы же устроили небольшой пикник, переждали сильные порывы ветра и поехали следом.
Дальше нас ждал подъем на гору. По дороге (не только в этот день) было множество интересных мест, в которых бы стоило задержаться (исторические и природные памятники: водопады, пещеры с петроглифами, древние стелы), да и просто очень живописные места, которые было бы здорово пофотографировать. Но приходилось беречь силы: после резкой остановки не так-то просто снова разогнаться. Поэтому зачастую приходилось проезжать на полном ходу кучу мест с потрясающим видом. В этом минус велопутешествия
Ещё тридцать с лишним километров изматывающей дороги. Здесь чувствовалось, что места довольно глухие: уже на протяжении нескольких десятков километров не было связи, а населенные пункты, которые мы проезжали, были совсем небольшие и внешне производили плачевное впечатление.
Остановились чуть дальше местечка Белый бом рядом с памятником водителям Чуйского тракта. Поднялись на возвышенность, поставили палатку и велосипеды за небольшим холмом. Было уже поздно. Только собрались поужинать и улечься спать, как неподалеку послышался рев мопедов, звуки музыки. В общем, за соседним холмом расположилась местная алтайская молодежь и гуляла ночь напролет.
Нас вроде бы не заметили, но заснуть удалось только к утру, когда все разъехались по домам.
С утра наш парапланерист приметил отличную гору для полёта и отправился на вершину. Через несколько часов он стартовал и очень эффектно пролетел мимо памятника.
Осмотрели памятник вблизи. Этот монумент поставлен в благодарность шоферам, принявшим участие в тяжелом освоении Чуйского тракта.
Немного попозировал на фоне открывающегося вида:
Перекусили яишницей с сосисками и диким луком, добытым нашим парапланеристом с вершины горы:
К трапезе присоединился кузнечик:
Погоняли меня по наземной подготовке с парапланом (с гор я на протяжении этой поездки не летал — маловато опыта):
Выдвинулись опять ближе к вечеру.
Спасаясь от жары, перед выездом искупались в Чуе (30 км. назад мы прошли место её слияния с Катунью).
Купались в одежде – это было ошибкой: стоило солнцу сесть, как стало холодно и пришлось срочно переодеваться и утепляться.
Между тем, до финиша оставалось не так уж много. Следующий пункт путешествия – посёлок Чибит. До него чуть больше 50 км. И опять нас ждал нелегкий путь по перекопанной дороге (здесь во всю продолжался ремонт, постоянно встречались светофоры, призванные урегулировать поочередное движение по одной оставшейся полосе).
Здесь населенных пунктов не встречалось – только отдельные домишки и пустующие туристические базы.
В Чибите на базе Кочевник (здесь в основном тусуются любители сплавов по Горным рекам) нас приютили знакомые друзей – и следующие сутки мы провели там, осуществляя зарядку гаджетов, ремонт оборудования и просто отдыхая.
И здесь наш летун совершил ещё один полёт на спидглайдере.
До поселка Акташ – предполагаемого финального пункта путешествия, из которого мы должны были двинуться в обратный путь, оставалось немного.
Собственно, и добрались мы до него довольно быстро. Заскочили в местный супермаркет. Рядом с ним красовался кофейный ларек с охранявшей его козой : ) :
За Акташом уже хорошо были видно заснеженные вершины Северо-Чуйского хребта:
Здесь располагалась долина с кучей туристических баз. Там мы должны были остаться на пять дней, чтобы наш гид мог вволю налетаться на крыле.
Но на нашего славного гида что-то нашло и он, обладающий фотографической памятью, просто проехал мимо этой долины, которую знал как свои пять пальцев. Мы сразу поняли, что что-то не так, но перечить не стали.
В итоге – уехали от нужного места на нескоько десятков километров, доехав почти до Курайской степи 🙂
Всё-таки поняв, что совершили ошибку, остановились на берегу Чуи и, решив в этот день не возвращаться, разбили лагерь в живописном месте с видом за заснеженные вершины. Поболтали с остановившимся коллегой–велопутешественником из Красноярска, развели костёр, поужинали. Я пошаманил с хомузом и попел горловым пением – Алтай всё-таки 🙂
Следующий день выдался пасмурный, но нашего летуна это не остановило и он снова отправился на ближайшую гору. Сверху открывается отличный вид на Чую, которая здесь выглядит как подкова.
К нашей компании тут присоединились пара байкеров из Екатеринбурга – пообщались с нами и покатались рядом на квадроцикле.
Дальше события развивались стремительно. В связи с усилившимся ветром нашего парапланериста снесло на деревья, он повредил крыло и товарищам-байкерам пришлось помогать снимать его с дерева. Ремонт в полевых условиях осуществить не представлялось возможным, а погода в ближайшие дни по прогнозам только ухудшалась. Кипишу навел также невесть откуда взявшийся алтаец на мотоцикле, решивший, что кто-то из мотопутешественников потоптал его посевы, и искавший виновников.
В общем, мы оперативно собрали вещи и поехали обратно. Переночевали как раз в той долине, в которую должны были попасть вчера и мимо которой проехали. Утром был туман.
А на следующий день, напросившись к нашим новым друзьям-байкерам, как раз отправлявшимся в Екатеринбург через Новосибирск, разобрали и загрузили велосипеды в кузов, и сев в автомобиль, с комфортом отправились домой.
Довольно необычно было созерцать все те места, которые мы проехали на великах, из салона автомобиля. По дороге переночевав в палатке в районе Бийска, к вечеру следущего дня мы уже были дома.
Путешествие получилось неоднозначным. Легким и приятным его назвать было точно нельзя. С другой стороны, это было действительно круто – по сути целый экстремальный проект, который мы втроем самостоятельно осуществили.
А вот такие замечательные стихи написала Маша под впечатлением от путешествия:
Смотрите слайд-шоу из фотографий и видеозаписей с поездки:
Спасибо за внимание и счастливых путешествий!
Благодаря ложных воспоминаниям мы можем "помнить" события, которые никогда с нами не происходили. Более того,…
Суть заниженной самооценки в том, что человек впитывает негативные установки по поводу своего места в…
В русскоязычном пространстве слово "инсайд" и фраза "инсайдерская информация" означают одно и то же. В…
Чтобы стать идеальным собеседником, стоит для начала понять, в чём именно для вас заключается этот…
VUCA мир - это наш современный мир с его нестабильностью, непредсказуемостью, сложностью и неоднозначностью. Концепция…
Систематическая ошибка выжившего - одна из когнитивных ошибок, то есть тех, что совершаются нами в…
View Comments
Запоминающееся путешествие вы совершили, а фото просто Класс! Как имного красивых мест в России и узнаёшь это посещая такие сайты.