Синдром выученной беспомощности – это потеря связи между усилиями и результатом, состояние пассивности, обусловленное ощущением безвыходности или бессмысленности любых действий. Формируется на основании повторяющегося опыта, в котором человек не мог защитить свои интересы. Причиной развития синдрома выученной беспомощности становится глубокая убежденность в собственном бессилии, неспособности или несостоятельности.
В 1964 году синдром случайно открыл американский психолог Мартин Селигман, который хотел воспроизвести опыты Павлова, но с другими исходными условиями. Он разделил собак на две группы и подавал на пол клеток разряды тока. Первая группа собак могла прекратить экзекуцию, нажав на специальную панель, вторая – нет.
Собаки из первой группы быстро поняли принцип действия педали и начали себя защищать. Собаки из второй группы через некоторое время убедились в безуспешности любых попыток и перестали вырываться из клеток. Когда Селигман убрал педали из клетки «везунчиков», поставил вместо прочных дверей хлипкие барьеры и подал ток на обе клетки, собаки первой группы быстро выбрались на волю, а «страдальцы» так и остались лежать, хотя легко могли покинуть пределы клетки и избавиться от мучений.
В последующем немецкий ученый Куль продолжил изучение синдрома выученной беспомощности. Студентам давали простые на вид, но не имеющие решения задачи, при этом экспериментатор нелестно высказывался об интеллектуальных способностях испытуемых. Многие студенты испытывали тревогу и отчаяние, поэтому потом не могли найти ответ даже при решении действительно простых задач.
По результатам эксперимента Куль определил три условия, необходимых для формирования синдрома выученной беспомощности:
Основной причиной становится отсутствие выбора. Что бы человек ни делал, как бы он ни старался, какие бы усилия не предпринимал – он не может ни на что повлиять. При соответствующих обстоятельствах синдром (тюрьма, плен, тяжелая долгая болезнь, жизнь с насильником) синдром может развиться в любом возрасте, но наиболее уязвимым периодом, конечно, является детство. Предрасполагающими условиями считаются гиперопека, хаотичное воспитание, постоянные сравнения ребенка с другими детьми, фокусировка на недостатках, завышенные требования.
Речь человека отражает то, как он видит мир и себя в этом мире. Характерным признаком синдрома выученной беспомощности являются фразы с общим смыслом «я бессилен что-то изменить». Эти фразы:
У других проблему увидеть проще, чем у себя – со стороны хорошо заметны и упущенные возможности, и пассивность в ситуации, требующей принятия решения, и стремление «не высовываться». Если понимать, что такое выученная беспомощность, у себя эту особенность тоже можно распознать по характерным приметам:
Выученная беспомощность стоит на трех китах – эмоциональных, когнитивных и поведенческих ошибках, которые стали результатом научения. Итогом этих ошибок становится пессимизм как философия жизни. Человек с этим синдромом видит мир однобоко. Если случилось что-то хорошее – это случайность, если плохое – закономерность.
Как преодолеть выученную беспомощность? Нужно научиться видеть реальность в объеме, замечать, что и хорошие, и плохие события случаются как из-за наших действий, так и сами по себе. А потом обрести навык активного воздействия на мир, осознания результатов своих усилий и понимания, что мы можем влиять не на все, но на многое.
Как и в любом деле, здесь есть два этапа: теория (пересмотр представлений о происходящем) и практика (активные действия). Изменить картину мира непросто, но можно, особенно, если знаешь, какие механизмы привели к ее формированию. Как избавиться от выученной беспомощности:
Синдром выученной беспомощности – это комплекс убеждений, итогом которого становится привычка к бездействию. С этой привычкой нужно работать, как и с любой другой – путем изменения старых паттернов поведения и приобретения новых. Не обязательно (и не нужно) начинать с чего-то большого. Огромное значение имеют рутины – дела, которые мы выполняем ежедневно. Как бороться с привычкой бездействовать:
Изменить мировоззрение можно не только путем создания новых воспоминаний. Эффективный прием – рефрейминг, переписывание старых историй, хранящихся в вашей памяти. Переписываются, разумеется, не сами события, а ваш взгляд на них. Методику рефрейминга при выученной беспомощности предложил первооткрыватель этого феномена – Мартин Селигман. В настоящее время этот способ лечения широко используется психологами:
Проделывайте такой анализ регулярно. Замечайте повторяющиеся ситуации, переживания и способы реагирования. Формируйте новые поведенческие модели. Используйте их в схожих обстоятельствах.
Если будет трудно – не стесняйтесь обращаться за помощью. При проработке глубинных проблем старые чувства поднимаются на поверхность, ощущение беспомощности временно может усиливаться. Наблюдайте за собой. Нежелание вставать с постели, неспособность справляться с повседневными делами, постоянно сниженное настроение являются поводом для обращения к психологу.
Успехов в саморазвитии!
Благодаря ложных воспоминаниям мы можем "помнить" события, которые никогда с нами не происходили. Более того,…
Суть заниженной самооценки в том, что человек впитывает негативные установки по поводу своего места в…
В русскоязычном пространстве слово "инсайд" и фраза "инсайдерская информация" означают одно и то же. В…
Чтобы стать идеальным собеседником, стоит для начала понять, в чём именно для вас заключается этот…
VUCA мир - это наш современный мир с его нестабильностью, непредсказуемостью, сложностью и неоднозначностью. Концепция…
Систематическая ошибка выжившего - одна из когнитивных ошибок, то есть тех, что совершаются нами в…