Как реагировать на критику в свой адрес правильно? Многие из нас остро и болезненно реагируют на любые замечания в принципе. Можно ли сделать так, чтобы критика воспринималась не просто спокойно и адекватно, а конструктивно — с большой пользой для нас?
Давайте сперва разделим понятия:
Критиковать — не означает грубить и оскорблять. Критика имеет цель указать на недостатки. Грубость и оскорбления имеют цель, собственно, нагрубить и оскорбить — задеть человека и возвыситься над ним.
Так что в первую очередь смотрите, какова цель критикующего. Может, под видом критики над вами издеваются? Если так, то, очевидно, что с собеседником нужно либо чётко решить вопрос о взаимоуважении, либо просто прекратить общение. Иначе, вы становитесь жертвой — это ни к чему.
На самом деле, даже с критикой в жёстком негативном ключе можно работать и извлечь из неё пользу (об этом далее). Но пресечь посягательства на ваши личные границы — обязательно.
Эмоциональный и ранимый человек может неправильно понять цель критикующего и исказить её. Например, в безобидном замечании о неправильно завязанном галстуке, увидеть оскорбление по поводу внешности.
Так что будьте адекватны. Мысленно задайте вопрос и постарайтесь на него спокойно ответить: «Чего хочет человек, который вас критикует?»
С другой стороны, даже если вас совершенно не хотят оскорбить и унизить, а благородно помогают, указывая на ваши минусы, чтобы вы могли их исправить, — даже в этом случае критик всё же имеет цель немного потешить своё самолюбие («Молодец! Заметил недостатки. Профессионально оценил работу»). Оставьте ему это право, не отказывайте в удовольствии. В выигрыше будете оба.
Бывает, правда, что даже чётко отдавая себе отчёт, в том что критик не хочет вам сделать ничего плохого, вас охватывает буря эмоций в духе: «Да какого чёрта! Какое он имеет право меня критиковать?! Я же старался изо всех сил!».
Умерьте свой «праведный гнев». Спокойно. Ваш оппонент может быть прав, а может ошибаться. Высказанные слова — это лишь слова. Как их расценивать и как их использовать (или не использовать) — решать только вам. Огорчение, агрессия, безразличие и прочие неконструктивные способы реагировать на критику в свой адрес — не лучшие варианты.
Мне как организатору и участнику музыкальных проектов критику приходилось слышать довольно часто. Вообще для творческих людей критика — это обычное явление.
За годы у меня выработалась такая реакция на любую критику:
1. Сначала я радуюсь.
Не заставляю себя радоваться, а вполне естественно искренне радуюсь. Почему? Да потому, что мой труд не оставил человека, написавшего или высказавшего критику., равнодушным. Мои старания оказались для него небезразличны.
А безразличие хуже даже откровенного негатива. У меня было много концертов, на которых приходило всего несколько человек, и из них никто не реагировал на то, что происходило на сцене, от слова «совсем». Отдавая на прослушивания свои произведения, я часто слышал в качестве обратной связи: «Э-э… Ну так… Норм» — и это ещё было хорошо. Зачастую человек попросту не удосуживался послушать мои песни.
Если человек критикует меня, значит я и моё произведение ему интересны. Это здОрово!
2. Я стараюсь спокойно выслушать всё, что мне говорят, не оценивая и не вступая в полемику Человек проявил в внимание — это уже стоит того, чтобы без нервов выслушать его точку зрения.
3. Киваю, подтверждаю, что в его словах есть разумное зерно и искренне благодарю за мнение.
Иногда это создаёт впечатление, что я полностью согласен со словами критика, хотя это может быть далеко не так. В любом случае человек понимает, что его критика принята к сведению и возможно будет использована во благо — а больше ему и не нужно 🙂
4. Уже наедине с самим с собой тщательно обдумываю полученные критические замечания.
Стараюсь не рубить с плеча, а задавать себе вопросы в духе: «А что если он прав?», «Какие ошибки я мог не заметить?» Если понимаю, что критика справедлива, делаю заметки и ставлю задачи по исправлению допущенных ошибок. Если же, по моему мнению, работать особо не с чем, просто отмечаю про себя, что существует такое мнение.
Warning! Итак, правильная реакция на критику по моей версии состоит из следующих шагов: Позволить себе порадоваться за проявленное внимание Выслушать и принять критику Поблагодарить критика и дать ему понять, что как минимум разумное зерно в его словах точно есть (а оно есть всегда — поверьте) Проанализировать полученную информацию, зафиксировать, поставить задачи по исправлению ошибок
Убедитесь, что критика относится к вам или вашей деятельности.
Бывают ситуации, когда вас критикуют по ошибке. Например, критикуют за вещи, которые не входят в зону вашей личной ответственности. Или вовсе путают вас с другим человеком — бывает и такое. В этом случае стоит спокойно прервать человека и направить по верному адресу.
Убедитесь, что вы с критиком говорите об одном и том же.
Не все умеют выражать свои мысли правильно. Да и вы не всегда способны понять, о чём идёт речь. Чтобы избежать недопонимания, просите оппонента детализировать, о чём именно он говорит.
Уточните, каким ваш критик видит решение проблемы.
Если вам указывают на недостатки, скорее всего, для оппонента очевидно, как их нужно исправлять. Не стесняйтесь спросить у него, как лучше всего решить проблему с его точки зрения. Возможно, что вы получите полезное руководство. И при этом бесплатно.
Бывает также, что критик видит минусы, но понятия не имеет, как их обратить в плюсы. В этом случае можно устроить мозговой штурм вместе с ним. Как говорил Змей Горыныч, одна голова — хорошо, а две — лучше 🙂
Позвольте себе быть неидеальным.
Вам не обязательно быть идеальным. Позвольте себе совершать ошибки и иметь недостатки. Если вы не будете перфекционистом, критику вы сможете воспринимать гораздо легче и продуктивнее.
Не спорьте
Истина в спорах, вопреки расхожему мнению, рождается редко. Это происходит только, если обе стороны в споре осознанны и изначально хотят получить от такого общения пользу. Если нет, вы рискуете скатиться в препирательства и отстаивание своего эго.
Узнавайте мнение других.
Если вас раскритиковал один человек, спросите мнение хотя бы ещё нескольких. В идеале — поднимите статистику. Так вы сможете получить объективное мнение об объкте критических замечаний. Ведь первый критикующий может иметь крайне специфическое мнение, далёкое от реальности, а вы уже приняли его близко к сердцу.
Успехов в саморазвитии!
Благодаря ложных воспоминаниям мы можем "помнить" события, которые никогда с нами не происходили. Более того,…
Суть заниженной самооценки в том, что человек впитывает негативные установки по поводу своего места в…
В русскоязычном пространстве слово "инсайд" и фраза "инсайдерская информация" означают одно и то же. В…
Чтобы стать идеальным собеседником, стоит для начала понять, в чём именно для вас заключается этот…
VUCA мир - это наш современный мир с его нестабильностью, непредсказуемостью, сложностью и неоднозначностью. Концепция…
Систематическая ошибка выжившего - одна из когнитивных ошибок, то есть тех, что совершаются нами в…